Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Тульские самовары / «Известия», вторник, 22 мая 1945 г. № 118 (8728)

Самовар — чисто русское изобретение. До сих пор неизвестно, кто именно его придумал. Несомненно одно: первые самовары появились в Туле. Тула — колыбель их производства. До революции здесь существовали десятки самоварных фабрик, на которых были заняты сотни рабочих. А ещё больше было людей, изготовлявших самовары кустарным способом.

В период расцвета самоварного производства тульские самоварные фабрики выпускали более шестисот тысяч самоваров в год. Самовары продавались по всей России, постоянно фигурировали на крупных русских ярмарках; значительная часть их шла за границу — в Иран, Афганистан, Турцию, Египет.

Бывшая Баташевская фабрика стоит в центре города. До Отечественной воины она выпускала ежегодно по 120 тысяч самоваров самого лучшего качества.

Начальник цеха С. А. Карнов, отец и дед которого были опытными «литухами», то есть литейщиками, изготовлявшими на дому мелкие самоварные детали — шейки, поддоны, показывает нам мастерские и отделения фабрики. Все производство держится на пожилых рабочих, искусных мастерах своего дела.

Вот наводильное отделение. Каждый самовар состоит из одиннадцати главных частей и примерно двадцати второстепенных. Изготовление стенок требует большого искусства, тонкой и строгой специализации. Рабочие, делающие стенки называются наводильщиками. Ковка стенки является основой самоварного производства.

Наводильщик свёртывает лист латуни в трубку, края которой спаиваются. Это в есть стенка. Наводильщик надевает её на чугунную форму и ударами молотка заставляет латунь принимать нужные очертания. Удары должны быть строго рассчитанной силы. Обычно один наводильщики куют только гладкие стенки или кувшины, другие — стенки с гранями простых рисунков. Но встречаются такие мастеpa-виртуозы, которые могут выковать стенку самого замысловатого рисунка.

К таким мастерам принадлежит Георгий Петрович Иванов, около сорока лет работающий в самоварном производстве. Считают, что наводильщик Иванов отковал за свою жизнь более 25 тысяч самоваров. Это крепкий, как дуб, степенный старик, в руках которого работа «играет». Он умеет делать самовары всех 54 фасонов, изготовлявшихся до войны. Фабрика. кроме обычных фасонов — «рюмка», «банка», выпускала самовары «ваза рококо», «ваза-тюльпан», «итальянская ваза», «шар чешуйчатый», «желудь», «турецкий кальян».

Георгий Петрович передает молодому поколению рабочих не только свой опыт и мастерство, но и художественный вкус, без которого немыслимо подлинно народное искусство. Сейчас старый мастер занят художественной отделкой фасонных самоваров.

В каждом отделении есть свои мастера, славящиеся далеко за пределами Тулы. Вот давильщик Василий Павлович Антонов. При помощи давильника — метрового металлического стержня с деревянной рукояткой, который держат подмышкой, он ловко выдавливает металл необходимой формы. Старый кадровик быстро осваивает любую новую конструкцию, любой вид изделия.

Всем известен на фабрика и лудильщик Александр Анненков, который одинаково хорошо лудит любые поверхности — рельефные и гладкие.

Первоначально все детали выглядят неказисто. Они тёмного цвета, шероховаты и подвергаются на фабрике двойной, тройной обработке. Так, например, в несколько приёмов производится отделка стенок с гранями. Работа считается законченной только тогда, когда поверхность стенки начинает блестеть, как зеркальная.

Все готовые части в конце концов поступают в сборный цех, считающийся одним из наиболее, ответственных на фабрике. Здесь старый, опытный сборщик Георгий Афанасьевич Сидоров быстро прилаживает и припаивает все детали.

Почти готовый самовар попадает в руки полировщиков Гаврилова и Брехова. Каждый из них сидит против большого полотняного круга, делающего около полутора тысяч оборотов в минуту и служащего для полировки. С большой ловкостью они руками и коленями прижимают самовар к кругу. Только тогда, когда самовар засверкает самым ярким зеркальным глянцем, его считают совершенно готовим.

В годы Отечественной войны фабрика почти прекратила выпуск самоваров и занялась производством оборонной продукции. Но уже в апреле нынешнего года было изготовлено самоваров в три раза больше, чем за весь первый квартал. На май программа увеличена в два с половиной раза. К концу года она достигнет довоенного уровня.

Перед фабрикой поставлена задача дать в течение года 120 тысяч самоваров, 20 тысяч чайников, 20 тысяч кофейников и большое количество другой металлической посуды красивого, изящного вида.

Сейчас выпускаются самовары обыкновенные, «банки», «рюмки» и «рюмки гранные». В ближайшее время фабрика начнет восстанавливать более совершенные фасоны. Недавно выпушен самовар «дуля гранная». Он напоминает сверкающую металлическую грушу. Восстанавливается также выпуск самоваров «ваза греческая», пользовавшихся большим спросом.

Конструкторы фабрики просматривают старые рисунки, чертежи и разрабатывают новые. Главный энергетик завода В. А. Казанский конструирует комбинированный электросамовар. Это техническая новинка. Конструктору предъявлено требование, чтобы такой самовар был прост, удобен, дешев, разогревался и электричеством, и древесным углем.

Фабрикой недавно создан превосходный кофейный сервиз нового образца. Он состоит из кофейника, сахарницы, молочника и подносика. Начат выпуск несессеров — наборов дорожной посуды на шесть человек, в компактном чемодане. В набор входят кофейник, фляга, тарелки, стаканчики, ножи, вилки, сахарница и т. д.

Дирекция собирается перейти на поточный метод работы. Старые тульские самоварщики сумели сохранить свои производственные традиции. Теперь они налаживают производство на новой, более широкой основе.

Г. Клевакин, соб. корр. «Известий». г. Тула.

Добавить комментарий

Close