Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Самовар — не кипятильник!

Фото: Ирины Проворовы
В фондах Невинномысского историко-краеведческого музея хранится 6 самоваров, которые когда-то служили украшением стола наших горожан. Свою историю существования в России самовары начали с середины XVIII века.

Как рассказала директор историко-краеведческого музея Наталья Григоренко (на фото), первые самовары были переданы музею жителями Невинномысска до 80-х годов прошлого века. Еще один самовар когда-то принадлежал Агропине Петровне Базиль из села Киан; куплен он был в 20-е годы во Владикавказе. В 1985 году внучка участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Юрченко — Лариса Протопопова — передала музею самовар, который когда-то принадлежал её деду. Н. Юрченко (1924 года рождения) принимал участие в боях за освобождение Белоруссии и Польши, бил немецко-фашистских захватчиков в Германии. В 1952 году переехал в Невинномысск и работал водителем в пассажирском автохозяйстве. Еще два самовара появились в музее в 1996 году. Согласно документам они были куплены у Вадима Геннадьевича Морохина.

Несколько лет назад сотрудники музея задались целью собрать информацию о самоварах: историю их возникновения, появления в России, использования. Получился замечательный материал, достойный внимания посетителей музея и читателей нашей газеты. Давайте вместе заглянем в прошлое.

История российского самовара насчитывает почти три столетия: первые упоминания о самоварном производстве и самоварах относятся к 1740 году. С тех пор слово «самовар» стали использовать во всем мире, хотя многим, например, европейцам сочетание «сам варит» применительно к воде казалось неправильным. Они просто не знали, что в те времена слово «варить» в русском языке употреблялось не только в отношении еды (варить кашу, суп), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить».

У самовара, как и многих других изобретений, были свои предшественники. Например, китайские хо-го с трубой и поддувалом, в котором издревле подавали (не варили) супы и бульоны, а поэтому и кранов у них не было. Есть версия считать самовар изобретением голландских мастеров, а его появление в России — заслугой Петра I. Однако документальных подтверждений этому не найдено. Самовары похожи и на английские «чайные урны», или «чайные сосуды». Но все они лишь напоминали конструкцию самовара. К концу XVIII века он имел все отличительные особенности современных самоваров, что позволяет считать его сугубо национальным русским изделием.

Нельзя сказать, что он сразу полюбился русскому народу. Этого не случилось потому, что стоимость самоваров была высокой. В середине XVIII века он стоил 4 рубля 80 копеек, а, например, небольшой домик — 10 рублей. Кроме того, в XVII веке в России был популярен истинно народный сбитень (старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей), а чай, если и был, то в мизерных количествах и только у обеспеченных граждан. К середине XVIII века чай перестал быть чем-то экзотическим, что в XIX веке послужило причиной успешного продолжения истории самоваров в России. Они вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Этому способствовало и производство самоваров, которое стало массовым: производители делали упор не на красоту изделия, а на быстроту его изготовления, за счет чего и снижали цену. Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина в Московской губернии, который вырабатывал около трех тысяч самоваров в год. Чуть позже пальму первенства в самоварном производстве получила Тула, которую и сегодня называют самоварной столицей.

На каждой фабрике старались придумать не похожий на другие самовар. Разнообразными были размеры самоваров — от стакана до 20 литров, но при этом всегда сохранялся механизм кипячения воды. Самовар — не кипятильник! Его конструкция довольно сложна. Внутри жаровня в виде трубы — «кувшин», под ним для усиления тяги — поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен ободком, на который опирается крышка с двумя «шишками»-хватками и паровичками для выхода пара. Сверху жаровня закрывается колпачком и снабжена конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды — кран с ключом-вертком. Большим преимуществом самовара является жаровая труба, которая помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой, поэтому при минимальном количестве топлива вода закипает быстро, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Топят самовары древесным углем, сухими чурками, щепками, сосновыми шишками.

Неудивительно, что в старые времена самовар облюбовали и казаки, и не только как предмет быта для вечернего чаепития. Они всегда жили в постоянной готовности отразить нападение на станицу или хутор, часто уходили в дозор. День-два обходились сухим пайком, но если уходили на неделю и больше, то брали с собой небольшой самовар. Чтобы приготовить горячую пищу, нужно было разжечь костер, но днем присутствие казаков выдавал дым, ночью — огонь. Поэтому сварить кашу на открытом огне всегда было рискованно, а вот в самоваре огонь не виден — горячую похлебку вполне можно было приготовить без опаски обнаружения разведкой. Кроме того, ночью от костра глаз «слепнет в темноту», а от самовара — нет.

У каждого человека должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее и заглянуть в будущее. Проект «Казачья горница» приглашает к участию всех, кому дорого прошлое Невинномысска, кто бережно хранит семейные реликвии, готов делиться воспоминаниями и дарить городу свое творчество. Соберем историю по крупицам вместе!

Добавить комментарий

Close