Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Русская культура чаепития

Выставка об истории чайного бизнеса в России открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Один из залов особняка на Божедомке заиграл сегодня бликами от круглых и бодрых начищенных кувшинов (это часть, где кипятится вода) самых разнообразных самоваров. Рядом – богато убранные чайные столы, делят пространство рекламные щиты когда-то элитарного напитка, Кустодиевская «Купчиха за чаем» и другие репродукции посвященных чаепитию картин чередуются на экране.

Журналист телеканала «Культура» бесхитростно просит записать продюсера слова «модерн» и «ар-нуво», чтобы не забыть, в каких стилях исполняли модные в XIXвеке самовары.

Куратор выставки рассказывает: «В середине XVII века после того, как сибирские казаки наладили первые торговые контакты с Китаем, складывается знаменитый чайный путь из города Янлоудуна через Кяхту, Сибирь, Урал, Нижний Новгород в Москву. Русская чайная торговля концентрировалась именно в Нижнем Новгороде и Москве, откуда чай уже раскупался и развозился по стране. Долгое время этот напиток могли себе позволить только богатые люди, если не упоминать о том, что в самое первое время чай и вовсе употреблялся как лекарство. Из-за этой элитарности напитка сложилась и особая торжественная церемония чаепития. С красивыми самоварами, богатой посудой. Лишь к середине XIX века не без помощи таких монстров чайной торговли как Перлов, который стал снижать цену и расфасовывать чай в небольшие коробки, напиток стал доступен простым людям».

На центральной витрине музея – простые, большие и пузатые тульские самовары массового рынка, более изысканные, с резьбой по металлу – в то время более дорогие и престижные Варшавские самовары Форже.

Чайная китайская культура в России соединилась с традиционной сбитенной – и так в XVII веке получился чайный самовар, который мы используем практически без изменений и по сей день. Русская чайная культура была как и многое русское богаче и разнообразнее английской или той же китайской.

Как пишет в книге «Чай» Вильям Похлебкин, «Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль».

А вот известную всем, и сейчас реплицируемую, чайную традицию с ломящимися столами, с тем, чтобы выпить не меньше семи чашек, создали, конечно, купцы. Вокруг чая сформировалась целая экономика: фарфор, самовары, кондитерское производство.

Обо всем этом и многом другом, в том числе об особенностях рекламы чая, об истории русского производства чая – на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Добавить комментарий

Close