Сегодня подстаканник -вещь редкая и ценная.К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства.Он появился в XVIII веке именно в России.Но факт могут оспорить антиквары,в руки которых попадают работы мастеров Польши,Финляндии,Германии,Англии,Ирана.Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи.то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?
Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории.В дизайне этого изделия была идеология .искусство,литература,история,города,личности.Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой:они были просты и по форме и по оформлению.Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни,что говорило о потенциальном покупателе-простом народе.Делались они на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.
Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки.И серебряный подстаканник становится символом благополучия.Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике,у крашеном вензелем.
Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах,часто и на заказ.в самых разных стилях(классицизм,ампир,рококо,модерн)и в разной технике (штамповка,литье.чеканка.цветная ретушь).Их украшали цветы,фрукты,ангелы,виньетки.гирлянды,сюжеты-даже из мифов Древней Греции.У них появились ножки например,в виде желудей или орнамента.И оригинальная форма-польские мастера представили парные подстаканники «На двоих»,что очень романтично.Подстаканники.как произведение искусства ,создавали лучшие ювелиры- Хлебников, Овчинников, Сазиков,Грачев,Дехтерев и многие другие.Но главное,что подстаканники делал сам Карл Фаберже.