С. П. Калиничев, Л. В. Бритенкова «Самовары России. Популярная энциклопедия» — Введение

Уважаемые читатели, мы благодарны Вам за тот интерес и внимание, которые Вы проявили к предыдущему изданию.

Любовь к российскому самовару свойственна людям разного возраста и различного социального уровня. Несмотря на недочёты и погрешности, первое издание разошлось довольно быстро. Видимо, сказалось отсутствие подобной литературы за последние два десятка лет. Во втором издании мы постарались исправить неточности и погрешности. Благодаря вашим замечаниям и вашей помощи это издание стало более насыщенным и информативным. В нем появились фотографии более 650 клейм самоварных мастерских и фабрик вместе со сведениями о производителях самоваров в Российской империи и данными о коллекционной стоимости самоваров по состоянию на начало 2010 года. Фамилии и имена многих самоварных мастеров и фабрикантов встречаются впервые. Но работа только начинается, еще предстоит поднять огромный пласт архивной литературы, сфотографировать сотни самоваров, пока они не исчезли с земли нашей. Этот колоссальный труд возможен только при тесном сотрудничестве как с частными коллекционерами, так и с музеями, архивами и издательствами — со всеми, кому небезразлична судьба русского искусства и его частицы — русского самовара. Не хочется, чтобы самовар ушел из употребления, из нашего быта, из нашей жизни.

Мы надеемся, что наши издания дадут толчок появлению новых книг, статей, заметок, альбомов о Российском самоваре и о чаепитии в России. Нам пока мало известно об уральских мастерах, о мастерах из других губерний Российской Империи. Общими усилиями мы обязательно восполним этот пробел.

Б. М. Кустодиев. Осень в провинции

В.М. Kustodiyev. Autumn in the provinces

Самовар фабрики наследников В. С. Баташева. Тула. Начало XX в.

Samovar. Successors to V. S. Batashev Factoiy.    Tula. Early 20th century

Роспись на шкатулке. Вторая половина XIX в.

Painting on the box. Second half of the 19th century

У самовара длинная и весьма занимательная история. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний — и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощение на скатерти — свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке…» (Н. Кузьмин. «Круг царя Соломона»).

 

В. Е. Маковский. За чаем. 1880 г.

V.E. Makovsky. Drinking tea. 1880

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю попить.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.

Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.

Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа.

Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а когда спустя совсем недолгое время самовар стал антикварной редкостью и предметом коллекционирования, исследовать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получилось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной самовару.

Наша книга, выходящая уже вторым, переработанным и дополненным, изданием, тем не менее не в состоянии заполнить эту огромную брешь, но мы надеемся, что сделали еще один шаг в правильном направлении.

«Выпьешь чайку — разгонишь тоску»; «Самовар кипит — уходить не велит» — эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий. Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране более двухсотпятидесяти лет объясняются тем, что этот металлический агрегат для нагревания воды обрел живую «душу», став материальным воплощением гостеприимства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта.

Добавить комментарий

Close